gototopgototop

( ... шт. )
Купить японские E-Ink часы FES Watch
Японский смартфон Sharp STAR WARS mobile уже в продаже!
СКОРО! Новые японские часы CITIZEN Eco-Drive Bluetooth BZ1025-02E

История 3D формата.

E-mail Печать PDF
Как все начиналось

3D фильм был впервые продемонстрирован публике в кинотеатре в 1922 году, причем эксперименты с объемным изображением уходят корнями еще в конец XIX века, когда сам кинематограф был в новинку. Что характерно, первый патент в этой области был выдан англичанину, однако усовершенствовать технологию до такой степени, чтобы стало возможным ее коммерциализировать, удалось только американцам.

Справедливости ради, речь идет о нескольких технологиях. В 1920 — 1930-х годах применялись анаглифический и затворный методы. Первый — хорошо известные сегодня красно-синие очки и цветовое кодирование изображения. Второй — тоже очки, но с затемненной только левой или правой частью и синхронизацией быстрой смены кадров на экране, которая позволяет получить единую объемную картинку.     К концу 1930-х годов распространение получил метод, основанный на эффекте поляризации света — кадры, пропущенные через особые фильтры в проекторах, накладывались друг на друга на одном экране. С помощью очков, в которых устанавливались подобные фильтры создавался 3D-эффект.


Самый успешный в коммерческом плане 3D-фильм XX века – «Стюардессы» (1969),
окупился примерно в 300 раз. Формулой успеха можно назвать сочетание эротики и 3D-формата.
Фото ©Al Silliman Jr.


Недолгий "Золотой век"

В 1950-х годах коммерческий стереокинематограф получил достаточно широкое распространение. Способствовали этому и совершенствование технологии, и рост числа кинотеатров, и многое другое, причем к популярности фантастики, самого естественного для использования 3D жанра, это отношения не имело.     В стереоформате снимались неожиданные по тематике картины — например, Dial "M” for Murder Альфреда Хичкока (1954). Практически все действие этого классического детектива происходило в одной квартире. Неудивительно, что 3D-формат не оказал никакого влияния на прокатную судьбу ленты.

А самым прибыльным стереофильмом той эпохи оказалась эротическая комедия «Стюардессы» (1969). Применение новой технологии Stereovision позволило уменьшить бюджет до $100 тысяч. Фильм окупился почти в 300 раз. Правда, это впечатляющее достижение проложило дорогу более привычным, а не только эротическим, фильмам лишь в начале 1980-х годов. Впрочем, даже появление формата IMAX не помогло стереоэффектам стать мейнстримом — в 3D демострировались, как правило, документальные картины.


японские 3D телефоны
Сеанс 3D-фильма «The power of love» в далеком 1922 году. Фото © IGN


3D теперь

Главное отличие современного 3D от 3D прошлого века — сочетание с цифровыми технологиями, развитой компьютерной графикой и простота в эксплуатации необходимого оборудования. Если раньше изобретения в стереокинематографе совершали одиночки, то теперь это дело огромных компаний, таких, как Walt Disney Company. Пионером этого направления по праву можно назвать Роберта Земекиса, который едва ли не первым оценил возможности 3D в кинофантастике. Его «Полярный экспресс» (2004) был первым 3D-мультфильмом. Последняя работа студии Земекиса, «Тайна красной планеты», тоже выполнена в стереоформате и является представителем весьма широкого и успешного направления в 3D-кинематографе — трехмерной анимации. Сегодня мультфильмы, созданные в этом формате на равных конкурируют с игровым кино; причем как по сборам, там  и по престижным кинопремиям. И «Тайна красной планеты» занимает в списке этих мультфильмов далеко не последнее место.

японские 3D телефоны
Фильм Альфреда Хичкока «Dial "M” for Murder» – один из многочисленных представителей формата 3D в американском кино 50-х годов.
Фото © Warner Bros

Впечатляющие технологические и коммерческие достижения современного 3D, далеко превосходящие все мечты XX века, связаны с «Аватаром» Джеймса Кэмерона. Самая успешная картина на планете, «Аватар» перевернул представления о реальности у миллионов людей — во многом, благодаря новаторству в 3D-эффектах.

Так что сегодня вряд ли стоит бояться спада интереса к стереокинематографу.  Формат нашел свою нишу — им стала полнометражная анимация и хорошая фантастика. Выйдет ли 3D за пределы этих жанров – покажет время, но пока его ждет бурное развитие именно в рамках зрелищного, развлекательного кино.






Данный сайт не является коммерческим и носит информационный характер. Услуги, предоставляемые администрацией данного ресурса,
осуществляются безвозмездно. Цель сайта - продвижение на нашем рынке инновационных технологий, что является одним из приоритетных
направлений нашего государства на данный период.