В течении последних нескольких лет в аудио мире произошли некоторые изменения, это прежде всего способ распространения музыки, переход от продажи альбомов к продаже отдельных треков, а также взрыв сегмента , связанного с портативной аудиотехникой, включая наушники. В более мелком масштабе, а конкретно в измерении перфекционистского звука, следует отметить появление совершенно новой категории наушников – магнитостатических. Планарные наушники известны давно, и в течение нескольких десятилетий это были электростатические конструкции, в которых катушка вместе с диафрагмой помещались в магнитное поле, создаваемое электромагнитами. В магнитостатических наушниках они были заменены постоянными магнитами.
FINAL AUDIO, ранее известный как Final Audio Design, — это японский бренд, известный с 1974 года. Его первым продуктом был картридж с подвижной катушкой, разработанный г-ном Йошихисой Мори. На короткое время Final предлагала проигрыватели, усилители и громкоговорители. В последние годы эта компания стала ассоциироваться в первую очередь с динамическими наушниками. Однако, как любой амбициозный производитель, они не могли упустить из виду быстрый рост сегмента рынка магнитостатических преобразователей, а также тот факт, что этот тип конструкции предлагал уровни производительности, которые, казалось бы, были недостижимы для динамических преобразователей.
Разработка этих наушников началась относительно давно, в 2014 году, однако, чтобы увидеть окончательные результаты, нам пришлось ждать до мая 2017 года. Именно тогда, во время High End Show 2017, были наконец представлены Final D8000. Хотя принцип их работы аналогичен другим магнитостатическим системам, они отличаются некоторыми деталями. Основным изменением является другая нагрузка на диафрагму в системе, называемой AFDS (система демпфирования воздушной пленкой). В обычных наушниках амплитуда диафрагмы увеличивается с уменьшением частоты. AFDS уменьшает эти изменения, что делает эту конструкцию менее подверженной искажениям — диафрагма даже при высоких уровнях звука не соприкасается с магнитом. Наушник устроен таким образом, что по обеим сторонам мембраны на некотором расстоянии, стесненные двумя кольцами, расположены металлические пластины с отверстиями. D8000 — это прочная конструкция с интеллектуальной системой, которая позволяет пользователю удобно надевать их на голову. Это открытая конструкция, закрывающая уши, с круглыми амбушюрами. Они были спроектированы таким образом, чтобы каждый элемент можно было заменить новым, если компания решит предложить модернизацию в будущем. В комплекте идут два кабеля - длиной 3 м с джеком 6,3 мм и более короткий, длиной 1,5 м, с мини джеком (3,5 мм) и переходником на 6,3 мм. Также в комплекте идет красивая металлическая подставка.
Я слушал D8000, используя систему, состоящую из проигрывателя TechDAS Air Force III с двумя тонармами Schröder CB, разработанную лабораторией Miyajima. Картриджи Madake и Top Wing Red Sparrow в сочетании с фонокорректором RCM Audio Sensor Prelude IC. Сигнал с помощью Crystal Cable Absolute Dream IC был отправлен на 45-канальный усилитель для наушников Ayon Audio HA-3 на основе триодов. Японские наушники оказались довольно легкой нагрузкой. Я сравнил их с HiFiMAN HE-1000 v2 и Sennheiser HD800, в которых используются кабели Forza AudioWorks Noir Hybrid HPC Mk2 . Для подключения я использовал их стандартный кабель.
Первый контакт с D8000 подобен входу в оживленный мюнхенский пивной паб, наполненный разговорами, волнением и смехом, в котором находится несколько сотен человек. Вам знакомо это чувство? Точно такое же ощущение было у меня, когда я заменил свои наушники HiFiMAN HE-1000 v2 на Final D8000. Эти японские наушники издают невероятный звук. Если вы когда-либо слушали, думали или искали громкоговорители, предлагающие звук «здесь и сейчас», эти наушники станут эквивалентом поиска окончательного решения — вы «там», когда создается звук. На мгновение может показаться, что происходит слишком много всего, что это преувеличение — не только по сравнению с HE-1000 v2, но и с Edition X v2, не говоря уже о Sennheiser HD800. Подождите, однако, послушайте несколько записей, дайте себе привыкнуть к этому звучанию в своей голове, и вы поймете, что это что-то совершенно новое, свежее и неповторимое. Это «происходит здесь» в каждой точке пространства, в каждом мельчайшем уголке динамического диапазона. Звук доходит до нас сразу — это особенность планарных наушников вообще — но в нем есть вес, который от них не ожидаешь и который электростатические конструкции просто не в состоянии дать, как и большинство динамических. Это феномен, потому что пока что одним из важнейших преимуществ динамических наушников многие, в том числе и я, указывали на более высокую динамику и лучшее раскрытие более мясистого баса.
D8000 настолько разные, что подобные сравнения вообще не имеют смысла. Нижняя октава у них не такая глубокая, как у HD800, то есть бас не уходит так низко, а определение звуков не такое изощренное, как у HE-1000 v2, об этом следует знать. Впрочем, написать это я могу только постфактум , то есть после прослушивания этих банок и некоторого времени на обдумывание услышанного. Во время сеанса прослушивания мне это даже не пришло в голову. У меня не было на это времени, так как я был занят приемом музыки, потому что она была такой интенсивной, осязаемой и всегда «настоящей». И в конце концов это было единственное, что имело значение. То же самое было не только с записями, которые естественным образом «заставляют» меня воспринимать музыку таким образом, как Swingin' Session Фрэнка Синатры!!! , Get Happy Такеши Иноматы и его друзей или Джазового гиганта Бенни Картера . Презентация с этими альбомами была просто взрывной, это было что то настоящее, в общем скучно не было. Впрочем, это можно было объяснить характером самой музыки, способом ее записи и первозданным выпуском на LP-дисках. Однако D8000 предлагал нечто большее, потому что этот дух «свинга», темпа и динамики в равной степени управлял другими альбомами, даже теми, которые часто звучат плоско, такими как Lady Day. Билли Холидей с записями второй половины 1930-х годов. Это запись, которая обрела новую жизнь с D8000 — в прямом и переносном смысле. Я убежден, что такая подача достигается отчасти благодаря невероятной скорости отклика этих наушников, очень низкому уровню искажений и их замысловатому способу формирования тонального баланса, отличному от моих эталонных наушников. Не знаю, читали ли вы тесты других конструкций этого производителя - если да, то знаете, что в каждой из них поднималась тема. Наушники Final выдают открытый звук, причем средние и верхние частоты более акцентированы, чем крайние.
Это результат «выпрямления» кривой частотного диапазона, которая у эталонных наушников отличается от таковой у динамиков — она вовсе не плоская, а имеет глубокий провал посередине. Для наушников Final его немного «приподняли» в этой области, что привело к маскировке краев полосы и эффекту освежения звучания. Еще в Final D8000 добавили невероятную насыщенность звука. В результате получаются звуковые характеристики, известные по другим наушникам этого производителя, но при должной массе и раскрытии звука, которые мы знаем по динамическим наушникам таких производителей, как: AKG, Ultrasone и Sennheiser. Послушайте Eiji Arai & The Beat Sounds от Yuri Tashiro Piano Trio, диск, записанный в цифровом виде с использованием полупрофессиональной системы записи PCM, и вам с этим звуком никогда не будет скучно. Вышеупомянутый Билли Холидей звучал очень интересно, поскольку эта запись не потеряла "патины" - того, что приходит с возрастом (записано в 1930-е годы!), но приобрела плотность и насыщенность. Это наушники, которые обращают наше внимание на музыку - целостную, неделимую, являющуюся динамичным и живым событием. Что имеет интересный побочный эффект — вы не можете использовать эти наушники, если хотите, чтобы музыка сопровождала вас, пока вы занимаетесь чем-то другим. Они будут эмоционально вовлекать вас и сосредоточивать ваше внимание на музыке, которую они помещают в центр внимания.
Резюме
Эмоции, целеустремленность, безудержная динамика и закрытая подача — вот основные черты наушников Final D8000. Они неординарны в передаче эмоций на съемочной площадке, в передаче событий в большом масштабе. Они не такие детализированные, не такие изощренные в передаче тональных оттенков, как HiFi Man HE-1000 v2. Однако это не их роль. Они должны настолько эмоционально вовлечь слушателя в события, что вы забудете о hi-fi и начнете слушать музыку, воспринимая ее как единственное, что имеет значение. Носить их долго нельзя, они не относятся к легким, но также, а может и прежде всего, потому что музыка, донесенная прямо до ваших ушей, несет в себе эмоциональный заряд, сравнимый с живым выступлением и вы просто не сможете поддерживать такой уровень эмоциональной вовлеченности в течение многих часов подряд. Final D8000, пожалуй, единственные наушники, которые позволяют ощутить звук так, как будто вы слушаете большие динамики. Минус — очень тесная подача и некоторая «напористость» звука, в котором не так много дыхания. Но идеальных аудиоустройств не существует. Вот почему я не беспокоюсь об этом. Это одни из лучших наушников, которые я когда-либо слышал, независимо от цены и типа дизайна. D8000 — наушники известной японской компании Final плоской магнитостатической конструкции. Внешне они очень похожи на свои динамические конструкции, например Sonorus II и Sonorus III. Причина в том же оголовье — прилегающем к голове, с алюминиевыми, плоскими элементами и кожаной отделкой. Чашки выглядят немного по-другому, хотя они все еще имеют круглую форму. Их мягкие части были сделаны из ткани. Они прикреплены к алюминиевым кронштейнам наподобие подшипника, потому что вращаются практически во всех направлениях. Это позволяет пользователю точно подогнать их к голове, и они надежно сидят там. Однако следует быть осторожным, наклоняясь вперед, так как они довольно тяжелые, и гравитация может утянуть их вниз. Внутренняя структура наушников D8000 отличается от других магнитостатических конструкций. Распространенным является использование легкой мембраны, весящей 1/3 веса диафрагмы сопоставимого диаметра в динамических наушниках, которая приводится в движение алюминиевой катушкой. Материалы компании, однако, говорят нам об отказе от использования клея для крепления катушек, используемого другими компаниями, что помогает уменьшить звуковую окраску. Обе стороны мембраны защищены сетчатой металлической пластиной. Наиболее важным решением является так называемая AFDS (система демпфирования воздушной пленкой). В обычных наушниках при снижении частоты диафрагма вынуждена совершать более продолжительный ход. AFDS уменьшает эти перемещения. За счет такого решения получаем конструкцию с большей удаленностью от перегрузок, т. к. диафрагма даже при высоких уровнях звука не соприкасается с магнитом. Последний имеет форму «бублика» и закреплен в жестком корпусе из алюминиево-магниевого сплава. Как мы читаем в материалах компании, окрашенные в черный цвет элементы были обработаны в процессе, аналогичном тому, который используется для покрытия металлических корпусов фотокамер. Отдельные кабельные трассы подают сигнал на левую и правую чашки, а кабель на этих концах оканчивается стопорными штекерами мини-джек. В комплекте с наушниками идут два кабеля, один из которых имеет крепкий на вид разъем 6,3 мм, а другой — мини-джек 3,5 мм (также есть переходник на 6,3 мм). Наушники комплектуются жестким транспортировочным кожухом и металлической подставкой.
Технические характеристики (по данным производителя)
Корпус: алюминиево-магниевый сплав
Драйвер: планарно-магнитный AFDS
Чувствительность: 98 дБ/мВт
Номинальное сопротивление: 60 Ом
Вес: 523 г Длина кабеля: 1,5m и 3 м
Автор обзора Войцех Пакула
Перевод Дмитрий Проворов